Для кого-то автомобиль – средство передвижения, для кого-то – образ жизни, а для кого-то – объект профессионального интереса. И в любом более или менее современном авто электрика обеспечивает работу всего четырёхколёсного организма. Потому рано или поздно практически у каждого автомобилиста возникает желание либо необходимость ремонта, замены или просто модернизации автомобильной проводки.
Ключевой момент в этом вопросе – правильный выбор кабеля.

Ох как сложна жизнь кабеля в автомобиле!

Сложнее, чем проводам, которые гоняет ветер и ненамного лучше, чем кабелям в подземных коммуникациях. В автомобиле провод зачастую лежит по углам, порогам, проходит через переборки и случайные отверстия. А спектр физико-химических воздействий невероятно широк: в автомобиле кабелю угрожают и вода, и масло, и лёд, и кислоты, и топливо. Вдобавок вибрация, трение, удары, тряска…
Кроме прочего, автомобиль – объект достаточно мобильный, и сложно предсказать, в каких метеоусловиях он окажется. И электропроводке временами приходится выживать в широком диапазоне температур: от -70˚С в Сибири до +80˚С на степном солнце.

Требование к автомобильному кабелю

Принцип, на котором необходимо основывать выбор кабеля – это обеспечение пожарной безопасности. Всё потому, что в силу вполне прозаичных причин автомобиль достаточно легко подвержен возгоранию.
В автомобильной проводке, как и в любой другой, существует два основных фактора риска: короткое замыкание и токовая перегрузка. Кабель должен быть выбран так, чтобы не допускать токовой перегрузки и перегрева при правильном монтаже, а его изоляция должна надёжно защищать от короткого замыкания и минимизировать последствия, если ЧП произошло. И основное - кабель должен доставлять живительную электроэнергию без чрезмерных потерь. Автомобильный кабель следует выбирать, обращая внимание на два основных аспекта: его электрические характеристики и физико-механические параметры.

Электрические характеристики

Электрические характеристики кабеля отвечают как за потери электроэнергии, так и за безопасность. Два важных параметра – диаметр жилы кабеля и материал жилы. Они обусловливают конкретное значение сопротивления на метр длины. Чем сопротивление меньше, тем лучше: меньше энергии теряется по дороге от аккумулятора к месту назначения и кабель меньше нагревается.
Лучше использовать кабель с медной жилой, чем с алюминиевой. Ещё эффективнее жила из бескислородной меди. Её сопротивление ещё меньше, однако такой кабель дороже. Что касается диаметра жилы, то его лучше выбирать побольше. Однако, чтобы слишком не завысить планку, необходимы электротехнические расчёты, задача которых – подобрать сопротивление кабеля так, чтобы:
• падение напряжения на нём не превышало 10 % от напряжения аккумулятора при долговременном потребляемом токе и не превышало 15 % при импульсном характере потребления;
• плотность тока составила не более 6 А/мм2.
Чтобы сделать верный выбор, нужно принять во внимание данные о:
• напряжении автомобильного аккумулятора: обычно +12 В или +24 В постоянного напряжения;
• подключаемой с помощью кабеля аппаратуре: знать максимальный ток, потребляемый ею;
• длине кабеля от аккумулятора до нагрузки.
К примеру, если максимальный потребляемый нагрузкой ток может составлять 54 А, то сечение кабеля, необходимое для обеспечения плотности тока в районе 6 А/мм2, посчитается так: S = 50 (A) / 6 (А/мм2) = 9 мм2.
Можно подобрать кабель калибра №7 AWG с сечением 10,55 мм2 (лучше больше, чем меньше). Его сопротивление составляет 0,0018 Ом/м, потому при длине 4 метра от аккумулятора до нагрузки общее сопротивление 0,0072 Ом, а падение напряжения на кабеле 0,0072 Ом*54 А = 0,39 В.
Это составляет 3,25 % от 12 В, что находится в пределах допустимых 10 %. Потому кабель калибра №7 AWG с сечением 10,55 мм2 выбран верно. Как видно, без знаний элементарной электротехники, конечно, не обойтись, но только так можно сделать надёжный и безопасный выбор.
Итак, верно выбранный диаметр жилы и материал жилы кабеля обеспечивают достаточное напряжение для оборудования, подключаемого этим кабелем. К тому же кабель не нагревается при правильном подключении, что исключает возможность воспламенения.

Физико-механические параметры

Больше относятся к изоляции, чем к жиле. Перед изоляцией стоит важная задача: защищать кабель от оголения жилы и короткого замыкания. Поэтому изоляция не должна плавиться, растрескиваться, дубеть. Должна обладать определённым запасом прочности, дабы не рваться при малейших трениях/натяжениях/качениях. Должна никоим образом не вступать в реакцию с изделиями химической промышленности, предназначенными для «кормления», «профилактики» и «лечения» транспортного средства. В общем, на ответственности изоляции – противостояние всевозможным физическим и химическим воздействиям, которым подвергается кабель. Изоляция категорически не должна распространять горение, если таковое всё же возникло. Это зависит от характеристик материала изоляции.
Если кабель нужен для подключения акустики, необходимо позаботиться и о том, чтобы он был хорошо экранирован, дабы исключить проникновение посторонних электромагниных полей и ухудшение качества звука.

Выбор автомобильных кабелей, соотвествующих требованиям по физико-механике, велик. Производятся кабели различного назнанчения: силовые ПВЭп-М, выводные ПВКВ, установочные ПВ3, кабели группы AWG, кабели для подключения акустики RCA… Среди них совершенно несложно подобрать кабель необходимого сечения – главное всё верно рассчитать.

Верный выбор кабеля – очень важный шаг на пути к успешному ремонту, модернизации или замене автомобильной проводки. Следующий не менее важный шаг – выполнение качественного монтажа. А когда проводка в порядке – то и комфорт от пребывания в авто в своей основе обеспечен.